Расскажите о Вашей ситуации

Бесплатная консультация

Представьтесь и кратко опишите ситуацию.

Контакт

Кнопка закрыть


Спасибо, сообщение доставлено.




Кнопка закрыть
Закрыть

Судебный
юрист

Защитим ваши права
+7 919 999-90-25
Для удобства можно использовать


Обсудить ваше дело
Навигация сайта

Участковый отказал в возбуждении уголовного дела?

Наверное, каждый, кто обращался с заявлением о преступлении в органы внутренних дел, в случае отказа в возбуждении уголовного дела получал постановление об этом, составленное участковым уполномоченным.

Такая практика сложилась на протяжении уже нескольких лет и вполне устраивает руководителей органов внутренних дел. Чем же обусловлена такая порочная с точки зрения закона практика? Вероятнее всего, неукомплектованностью штатов дознавателей и следователей, то есть тех должностных лиц, которые уполномочены законом проводить проверки по сообщениям о преступлениях в пределах своей компетенции и принимать решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, или передаче сообщения о преступлении по подследственности. При нехватке следователей и дознавателей, а зачастую в связи с их загруженностью, начальники органов внутренних дел поручают производство проверки в порядке ст. 144 УПК РФ оперуполномоченным, участковым, инспекторам по делам несовершеннолетних и другим сотрудникам полиции. А могут ли указанные сотрудники проводить такие проверки, возбуждать или отказывать в возбуждении уголовных дел? Мне представляется, что нет!

Давайте обратимся к уголовно-процессуальному кодексу РФ, который регламентирует уголовный процесс на всех его стадиях. Проверка по сообщению о преступлении относится к стадии возбуждения уголовного дела. Часть 1 статьи 144 УПК РФ устанавливает, что проверку по сообщению о преступлении проводит должностное лицо в пределах своей компетенции, при этом компетенция и указание должностных лиц изложены в статье 151 УПК РФ, из неё следует, что уголовные дела относятся к компетенции дознавателей и следователей. Компетенция следователей и дознавателей устанавливается в зависимости от их принадлежности к определённым правоохранительным органам. Так, дела по угону транспортных средств относятся к компетенции дознавателей органов внутренних дел, дела по должностным преступлениям – к компетенции следователей следственного комитета РФ. Поэтому логично, что проверку по сообщению о преступлении уполномочено проводить только то должностное лицо, пределы компетенции которого указаны в ст. 151 УПК РФ. Однако суды в таких случаях ссылаются на часть 1 ст. 145 УПК РФ, в которой указано, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений… Таким образом, по мнению судов, орган дознания, к которому относится участковый уполномоченный, тоже вправе принимать решение и соответственно проводить проверку по сообщению о преступлении.

Понятие органа дознания раскрыто в ст. 40 УПК РФ. Действительно, в пункте 1 части 1 названной статьи к органам дознания причислены целиком органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции. То есть весь отдел полиции является органом дознания, и вроде бы действительно любой сотрудник полиции может разрешать вопросы о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Но тогда зачем в части 1 статьи 145 УПК РФ последовательно перечислены органы дознания и дознаватели, ведь дознаватели и так входят в состав органа дознания? Зачем законодателю перечислять в своей норме орган дознания и дознавателя, входящего в этот орган, – отдельно, через запятую? Почему при этом не перечисляются все должностные лица органа дознания – отдела полиции?

Ответ представляется простым – потому что в части 1 статьи 145 УПК РФ законодатель имел ввиду орган дознания, в составе которого отсутствуют дознаватели. На самом деле понятие органа дознания не ограничивается пунктом 1 части 1 ст. 40 УПК РФ, то есть органом внутренних дел. В пункте 3 части первой названной статьи к органам дознания причислены командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, где попросту может не быть дознавателей. А в части третьей этой же статьи полномочия по возбуждению уголовных дел предоставлены капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удалённых от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, главам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, где штатных должностей дознавателей уж точно нет. Эти доводы подтверждает и норма статьи 41 УПК РФ, устанавливающая самостоятельный статус дознавателей и возлагающая именно на них полномочия по дознанию в органах дознания. Таким образом, те органы дознания, которые имеют в своей структуре дознавателей, должны поручать проверку сообщений о преступлении именно им с учётом их компетенции, проверку же по преступлениям, относящимся к компетенции следователей, должны проводить следователи.

В судебной практике встречаются удивительные случаи, когда, например, проверку по заявлению о преступлении, предусмотренном пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, прокурор района поручил проводить, конечно же, участковому уполномоченному! Речь шла о превышении своих полномочий директором БТИ, повлёкшим тяжкие последствия для многих граждан, оставшихся в результате этого без квартир, за которые они заплатили. В соответствии со ст. 151 УПК РФ проверка по такому преступлению находится в компетенции следователя следственного комитета, однако закон был нарушен самим надзирающим органом, в результате участковый, не выполнив ни единого проверочного мероприятия, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Участковый отказал
© 2022–2024